Трансцендентальная эстетика

Так называется раздел кантовской системы, в котором ана­лизируются априорные механизмы, присутствующие в самом чув­ственном опыте. Понятие «трансцендентальное» относится к выходящим за пределы опыта условиям возможности этого опы­та. Наш чувственный опыт представляется нам «просто» резуль­татом воздействия внешних предметов на наши органы чувств. Мы отнюдь не замечаем при этом — и в принципе не могли бы заметить, — что мы не просто воспринимаем, но привносим в воспринимаемый предмет нечто от себя. В этом смысле априор­ные синтезирующие механизмы выходят за пределы любого воз­можного опыта, ибо мы не воспринимаем их. В то же время опыт был бы невозможен без этих синтезирующих механизмов, ибо, как объясняет Кант, опыт есть синтез данных чувственного вос­приятия согласно некоторым априорным принципам; без них опыт был бы не знанием, а набором восприятий.

Нормальному человеческому опыту присущи некоторые формы, которые априори привносятся в опыт субъектом. Все, что мы воспринимаем, все впечатления внешнего мира пред­ставляют собой восприятия вещей в пространстве и времени. Может быть, в будущем, на далеких планетах, в недрах земли или Мирового океана, человечество будет наблюдать самые не­ожиданные явления. Но какими бы неожиданными они ни бы­ли, мы можем предсказать, что они будут происходить в про­странстве и времени. И поскольку мы не можем вообразить ни­чего вне времени и никакой внешней вещи вне пространства, то Кант делает вывод об априорном характере пространства и вре­мени.

Но разве не опыт учит младенца тому, что все вещи распола­гаются в пространстве? Нет, говорит Кант, «представление о пространстве должно уже заранее быть дано для того, чтобы те или иные ощущения были относимы к чему-то вне меня (т. е. к чему-то в другом месте пространства, а не в том, где я нахожусь), а также для того, чтобы я мог представлять себе их… не только как различные, но и как находящиеся в различных местах… сам… внешний опыт становится возможным прежде всего благо­даря представлению о пространстве» [Там же, с. 130].

Пространство и время — это не понятия, а априорные формы созерцания. Точнее, пространство есть форма внешнего чувства (т. е. форма восприятия чего-либо как находящегося вне нас), тогда как время есть форма внутреннего чувства, что означает организацию всего нашего внутреннего опыта как потока ощу­щений, переживаний и пр., следующих друг за другом. Все внешнее мы воспринимаем рядоположенно, а все свои внутрен­ние переживания — последовательно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Сентябрь 4, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.