Априорные синтетические суждения

Но действительно ли существует априорное познание? Кант доказывает, что это так. При этом он определенным образом из­меняет понятие априорности. Кант согласен с Локком, что по­знания не бывает без опыта и что все человеческое познание на­чинается с опыта. Но это признание не отменяет наличия апри­орного знания. Кант говорит: «Хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта». И далее Кант продолжает: «Вполне воз­можно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой…» [Там же, с. 105]. Таким образом, для Канта априорное знание — это не то знание, которое предшествует опыту во времени. Это такое зна­ние, которое, проявляясь только вместе с опытом, тем не менее абсолютно не зависит от любого возможного опыта.

Но почему Кант так уверен в том, что подобное знание вооб­ще существует? Потому что опыт не может придать знанию все­общность и необходимость. Следовательно, если в науках имеют­ся необходимые и всеобщие утверждения, значит, делает вывод Кант, в них обязательно должен быть элемент содержания, кото­рый происходит не из опыта, т. е. является априорным. Поэтому необходимо исследование возможности, принципов и объема имеющегося у человека априорного знания.

Чтобы более точно сформулировать проблему, Кант строит классификацию суждений. Прежде всего суждения могут быть аналитическими или синтетическими. Аналитические суждения ничего не добавляют к имеющемуся знанию и являются только поясняющими. Пример Канта: суждение «Все тела протяженны» является аналитическим, потому что для того, чтобы убедиться в его истинности, достаточно просто проанализировать понятие тела и понять, что в нем уже подразумевается свойство протя­женности.

Синтетические суждения, напротив, дают новое содержание. Пример Канта: суждение «Все тела имеют тяжесть» является синтетическим, потому что присоединяет к представлению о те­ле, в котором мы неявно мыслим некоторые признаки (в данном случае признак протяженности, т. е. занимания некоторого про­странства), новое представление, которое в понятии тела не со­держится, — признак тяжести.

Итак, синтетические суждения потому и называются синте­тическими, что в них рассудок синтезирует различные содержа­ния. Тем самым такие суждения обогащают наше знание. На ка­ком основании рассудок осуществляет подобный синтез?

Таким основанием может быть опыт. Все суждения, основы­вающиеся на опыте, являются синтетическими. Опыт и есть синтетическое связывание созерцаний. Например, если в опыте мы имеем восприятие розы и ее цвета, то этот опыт будет являть­ся основанием для синтетического суждения «Роза красна».

Страницы: 1 2

Сентябрь 2, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.